вторник, 9 сентября 2014 г.

Сказкотерапия или что делать, когда ребенок не слушает

На одном форуме наткнулась на вопрос, что делать, когда ребенок делает как буд-то назло, например обзывается, ответила, что помогает мне и решила написать здесь, вдруг кому-то пригодится, но прежде всего, чтобы самой не забывать :) у нас 3-е детей, старшему только исполнилось 6, средней 2 года, а младшему 2 месяца. И в 4 года и до сих пор самым лучшим способом "достучаться" до старшего сына, когда он ведет себя плохо у нас была сказка. Я беру любые две-три мягких игрушки и "по свежим следам" просто и понятно обыгрываю ситуацию, которая мне не нравится (даже если времени не хватает, это ненадолго - буквально сразу о главном).

Например если обзывается: заяц Кузька играл с мишкой во дворе, мишка разыгрался и забыл что нельзя обзываться обозвал зайчика Кузька-бузька, мишке показалось, что это смешно, а зайчик обиделся ему стало очень неприятно, ведь он так не поступал с мишкой (можно показать, что зайчик лапками глазки закрывает - плачет). Мимо проходили друзья мишки - кот и кукла Даша, они тоже увидели, как мишка обозвал зайчика и поняли, что мишка ведет себя плохо, поэтому они перестали с ним дружить. И вот теперь уже бедный мишка остался совсем один, к кому он не подходил, никто с ним не играл, ему стало грустно и он заплакал. Что же делать бедному мишке, как исправить ситуацию? (если сын не подсказывает, я подсказываю сама) Наверно мишке надо подойти к друзьям, извиниться перед зайчиком и объяснить, что он так делать больше не будет, потому, что он любит своих друзей и не хочет им делать неприятно (сын обычно соглашается или предлагает свой вариант :). Рассказываю дальше, как сын предложил и продолжаю: - Зайчик перестал обижаться и помирился с мишкой, и другие мишкины друзья больше не обижаются на мишку. Теперь  друзья играют вместе (мячиком например) и всем приятно. (а еще добавляю в конце: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец, ты - молодец, сынок!)

Обычно сын сам подключается и "помогает исправить сказку", чтобы закончилась хорошо. Но если он разошелся и не хочет садиться послушать, я беру дочку и начинаю расказывать ей, сын даже если недоволен, через пару минут садится и прислушивается, даже если делает вид, что не слушает. Чаще всего сказка действует безотказно, т.к. сказка не обвиняет, а на примере показывает, как разруливать ситуацию. 

Конечно я живой человек и не всегда, особенно после бессонных ночей есть силы нафантазировать даже на такую простенькую сказочку, иногда времени нет ни минуты, а бывает от усталости раздражаюсь на своих детишек, но если набурчать - результат обычно нулевой или около того, так что лучше разруливать проблемы с помощью сказки ;) Кстати еще одно интересное наблюдение - когда я пытаюсь "просто" что-то объяснять, я ненамеренно иногда вдаюсь в такие подробности, что ребенок меня не понимает, а вот когда рассказываю сказки, то слова как-то сами складываются легко, понятно и наилучшим образом.

Всем удачи!

P.s. вот только что буквально пришлось опять применить сказкотерапию, Володька с Вероникой игрушку не поделили до такой степени, что Володька невыдержал и ударил Веронику. Я сначала рассердилась, да еще Макс вопить начал (вроде не до сказок), отправила было Володьку в его комнату, но он спросил "почему ты плохо со мной разговариваешь? ты же сама говорила, что когда плохо разговаривают, то в ответ начинают плохо разговаривать. вот я в ответ тоже сержусь", пришлось взять себя в руки, а Макса в слинг и рассказывать сказку про тигра и пятачка, которые игрушку не поделили :) ... 
В конце сказки улыбались уже все, включая Макса, Володька сам придумал окончание и оно было даже лучше чем мое. 

P.p.s. при съемках этого фильма ни одна игрушка не пострадала :)

P.p.p.s. иногда, когда я забываю и сержусь, Володька говорит: - мам, а может лучше сказку расскажи :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий